Развитие судоходного транспорта

В октябре прошлого года в нашей газете была опубликована статья об истории судоходства края. Сегодня в продолжение темы мы публикуем очередной материал автора.

АмударьяИсторически водный транспорт Амударьи и Аральского моря складывался по мере развития торговых связей Хивинского ханства с тогдашней Россией. Регулярное паровое судоходство на Амударье началось в апреле 1873 года, когда впервые русская эскадра в составе двух пароходов с тремя баржами вошла в Амударью. Эта эскадра, идя рукавом Улькун-Дарьи, направилась к Кунграду. Однако неизученность дельты реки помешала дальнейшему продвижению по реке. Позже, в августе 1873 года А.В.Каульбарс исследовал низовья Амударьи и отыскал судоходный путь в Аральское море через проток Амударьи Куваныш-Джарму. Этим путем пароходы Аральской флотилии стали регулярно совершать рейсы из Казалинска через Аральское море в Амударью. На пароходах «Перовский» и «Самарканд» перевозились не только народнохозяйственные грузы, но и участники научных экспедиций. Таким образом, датой, с которой началось постоянное судоходство по Амударье, является 1873 год. Это подтверждается известным французским географом Э.Реклю, который отметил, что «… пароход «Перовский» … успел в 1873 году появиться перед Нукусом к великому изумлению публики… С этой поры судоходство по Амударье в ее нижнем течении никогда не прерывалось». В 1887 году была учреждена Амударьинская флотилия, дополнительно к уже функционирующей Аральской флотилии. Английской фирме были заказаны для этих флотилий два новых парохода и две баржи. Они были спущены на воду в 1888 году. Флотилии использовались для перевозки грузов и осуществления связи между гарнизонами Петро-Александровска (Турткуля) и г.Керки. Флотилия постоянно пополнялась заново построенными пароходами и баржами, в том числе пароходами «Цесаревич» и «Император» и баржами «Ташкент»  и другими.

Весь этот флот предназначался для обслуживания регулярного почтово-пассажирского и грузового сообщения на всем протяжении акватории Аральского моря и реки Амударьи. Наряду с военными флотилиями перевозками грузов по водному пути занимались также частные судовладельцы. В их числе были акционерные общества «Хива, «Кавказ», «Меркурий», а также каюки, принадлежащие частным предпринимателям. АО «Хива» имело 5 самоходных судов, 5 парусников и 4 деревянные баржи на Аральском море и 3 парохода и 5 барж на Амударье. Таким образом, наряду с парусными и весельными судами все большее применение получали паровые суда. В целом здесь курсировали в общей сложности 20 самоходных судов и 50 барж общей грузоподъемностью 7 тысяч тонн. Вместе с тем использовались также около 1500 каюков общей грузоподъемностью более 24 тысяч тонн. Примечательно, что против течения реки каюки приходилось тащить по реке на манер бурлаков. То есть, члены экипажей каюков впрягались в лямки, надев их на плечи, а концы лямок закреплялись на буксирных канатах, привязанных к корпусу каюка.

Этот метод транспортировки судов по воде против течения назывался местным населением «Салдау». Паровые и самоходные суда таких проблем не имели и с одинаковым успехом плавали как по течению, так и против течения реки.

Таким образом, уже в последней четверти XIX века были заложены прочные основы регулярного судоходства по нижнему течению Амударьи и в Араль­ском море на территории Каракалпакстана. Это имело важное значение в росте грузового и пассажирского потока на водных линиях и способствовало дальнейшему экономическому развитию нашего края в тот период истории.

(Продолжение следует).

г.Нукус

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.