Образы, пропитанные любовью

 

Богатое наследие предков, национальное своеобразие узоропостроения во всех видах прикладного искусства, и, особенно, в области резьбы по дереву, его обработки служили основой для развития творчества многих мастеров. Традиционные мотивы находят свое отражение в образном  освоении окружающего мира, интерпретируются в формах и технике современного искусства.  В творчестве скульпторов прошлое сливается с настоящим, обогащая и развертывая опыт предков. При этом современная скульптура не стоит на месте.

Каракалпакские скульпторы объединены многим. Множество интересных моментов встречается у них, словно,  в едином порыве, но почерк каждого —  неповторим.

Творчество скульптора Дамегуль Бердимбетовой  озарено ярким светом народного наследия, чувственностью, лиризмом. Простота и душевность — особенность ее произведений. В них молчаливая грусть, скромная гордость, непоколебимая мощь и терпение. Кажется, здесь перечислены все положительные характерные черты каракалпакской женщины. Всю суть женского начала, характерные особенности, сильную энергетику она смогла передать своим произведениям.

Мастер скульптурного ваяния (профессиональное образование она получила в Ташкенте, сначала в республиканском художественном училище им. П.Бенькова, затем в театрально-художественном институте им. А.Островского) Д.Бердимбетова активно работала в 1970-80 гг. Оставаясь преданной идеалам  реалистического искусства, она создавала произведения, окрашенные глубокими эмоциями. Они отличаются тонким вкусом, профессионализмом. Главными чертами образного мира скульптора являются  эмоциональная напряженность и яркая характерность. Работая в различных материалах — дереве, гипсе, шамоте, Бердимбетова старалась достичь внешнего сходства, стремилась приблизиться к правде жизни, передать неповторимый образ, глубже раскрыть внутренний мир модели. Основное внимание направляла на углубленную трактовку образов. Тематика и содержание ее работ разнообразны — лирическая, детская, женская — «Мелодия чингобуза», «Автопортрет», «Раздумье», «Весенний ветер», «Гулаим», «Невеста» и др.

Экспозицию Каракалпакского государственного музея искусств им.И.В.Савицкого  украшает работа Д.Бердимбетовой «Весенний ветер» — небольшая скульптурная композиция, выполненная в дереве. Здесь автор использует естественные качества материала, придавая ему композиционно интерпретированную значимость. Юная девушка с развевающимися волосами передает образ озорного, сильного, свежего, молодого, упрямого и свободного ветра. Придавая человеческий облик природному явлению, Дамегуль стремилась показать в нем весь юношеский накал, характерность возраста, чувственность, страсть, отвагу, главное  — волю, устремленность. «Раздумье» — результат поиска автором композиционного решения в новом аспекте. Это произведение выполнено в совершенно другом ключе, манере исполнения. В сравнении с предыдущим здесь простота и скромность образа, внешний и внутренний покой. Молодая женщина,  в традиционном головном уборе каракалпачек — турме, с полуопущенными глазами, сомкнутыми губами, в глубоком внутренне-созерцательном состоянии. Но вся эта погруженность в себя дает понять — за внешним спокойствием скрыто внутреннее напряжение, душевные порывы, покрытые вуалью загадочности. В образе героини — черты автора.

Женщина — основная тема всего творчества скульптора. Она отлично справлялась с лирическими женскими портретами. В них  раскрывала внутренний мир женщины, психологию. Этот образ присутствует во всех ее работах, как портретах, так и более сложных композициях.

Обращение к народному творчеству, фольклору и народным сказкам рождали новые темы для творчества. Одна из них  — образ легендарной девушки- воительницы «Гулаим», главной героини известного эпоса «Сорок девушек». Ее красоту и изящество, отвагу и героизм, силу и находчивость воспевали мастера народного пения — баксы и жрау. В передаче образа скульптор показывает конкретные индивидуальные черты народной героини. Работа выполнена в гипсе. Она несколько камерна. Строгость  композиции, четкие линии, ясность формы создают впечатление монументальности. Образ воспринимается как некий символ защитницы отечества, нежели просто психологический портрет.

В целом творчество Дамегуль Бердимбетовой пропитано любовью к своей родине, жизни, радостью бытия, душевностью и высокими идеалами. В 1997  году талантливого скульптора  не стало, но ее произведения продолжают по сей день радовать, заставляют  задуматься всех, кто не безразличен к жизни.

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.