Мои воспоминания об Арале

На днях исполнился ровно год, со дня смерти известного художника-живописца, певца Арала – Рафаэля Тевотросевича Матевосян.

Начиная с 60-х годов ХХ века, до конца своей жизни, он создает произведения, посвященные Аралу и его людям. Это была тема «преданности» этому краю. До его «прихода» к этим мотивам, будучи уже зрелым человеком, он познал тайны рабочих профессии, прошел тяжелые дороги Отечественной войны.

По прибытию в Каракалпакстан и в Муйнак, он познакомился с изобилием и красотой Аральского моря, его величием, душевной щедростью народа живущего на его берегах. Появились первые картины. В эти годы Аральское море привлекало мастеров кисти из Москвы, Ленинграда, Ташкента, и других уголков бывшего Союза. Но они были эпизодическими. Для Рафаэля Матевосяна – это были годы жизни и творчества. Та трагедия Арала, которую он видел и ощущал с самого начала, глубоко затронула гражданские чувства живописца. В своих произведениях художник не просто констатирует происшедшее, но и напоминает людям о чувстве глубокой ответственности за состояние родной земли, о необходимости сохранить ее красоту. И так до конца своей жизни, до последнего дыхания… К сожалению, остались незавершенными многие картины.

Недавно в Муйнакском городском Дворце культуры открылась постоянная экспозиция произведении Р.Т.Матевосяна. Посетив ее, вы сможете с интересом и удивлением открыть для себя исчезнувшую красоту аральского побережья.

Представляем Вашему вниманию отрывок из воспоминании художника, написанное еще в середине 70-х годов ХХ века, о своих чувствах и переживаниях – о маленьком кусочке земли планеты Земля, под названием «Аральское море», тем самым отдаем дань уважения памяти замечательного человека.

 Мои воспоминания об Арале.

В последнее время в прессе всё больше и больше появляется статей об Аральском море, о гибели Арала, о трагедии, которую несёт это бедствие не только народу Каракалпакстана, но и всему региону Средней Азии.

Я в течении двадцати пяти лет работал на Аральскую тему, и все эти годы в Муйнаке невольно наблюдал постепенное исчезновение Арала. И поэтому, как художник и как гражданин, считаю своим долгом поделиться воспоминаниями, наблюдениями и тревогами о судьбе Аральского моря.

Первое знакомство с Аралом. Октябрь, 1962 год. Утро.

Тихие волны покачивали моторку, Лодка набирала скорость и выводила нас из камышей в открытое море. Лысухи, освобождая нам путь, с криком лениво перелетали с места на место. Крики лысух были так сильны, что заглушали шум моторки.

Над волнами кружились чайки-хохотуньи. Они медленно поднимались высоко в небо и вдруг стрелой бросались вниз, ныряя в толщу волн и опять с добычей взмывали в высоту.

А потом с причала Казак Дарьи делал я свой первый этюд: «Лодки в камышах». И это было моё первое знакомство с Аралом и первый мазок к будущей моей теме: «Аральские мотивы».

Муйнак, август, 1963 год.

Легкий ветерок поднимал небольшие волны, Они одна за другой подкатывались к порогу старой гостиницы и, сливаясь в одну большую, откатывались назад, оставляя, как сувенир, белую пену.

Здесь же с неумолкающим киком кружились чайки, да так близко, что иногда касались крыльями брезентового навеса гостиницы. Их веселые крики были слышны в магазинах, на улицах, в номерах гостиницы, в домах. Казалось что они были повсюду и везде.

Весь берег был усеян лодками, а между ними копошились рыбаки. Они прикалывали лодки, другие перекладывали в корзины свой улов.

Разглядывая берег, я устроился с мольбертом у старой гостиницы, на белой глинистой дамбе. Я был так рядом с морем, что пенные волны набегая на дамбу, смывали ножки этюдника.

Морской мотив был мне по душе. И я работал увлеченно, Когда этюд близился к завершению, я почувствовал, что кто-то стоит у меня за спиной. Оглянулся, увидел высокого, плотного и смуглого человека. Сверкая белизной улыбки, он смотрел на меня добрым взглядом. Это был Тлеуов Абдикерим, заведующий РайОНО, позже, он  долгие годы проработал вторым секретарем райкома партии Муйнакского района. Потом он станет моим добрым другом. Уходили годы. Постепенно подкрадывалась к Аралу беда. А время уплотняло беду, превращая её в непоправимую трагедию.

Корабельные рынды давно уже отбивали тревогу, но человек не просыпался. Он ещё лениво нежился, потягиваясь, набирая полную грудь свежего воздуха нового дня и утоляя ночную жажду уже не холодной и уже не свежей водой. Он полагал, что всё само собой образуется. Но всё было не так.

Белые волны седого Арала откатывались назад, и уже не возвращаясь, оставляя оголенный берег, который с каждым днём превращался в безжизненную пустыню. И море всё более и более отдалялось от порога старой гостиницы моего первого приюта в Муйнаке.

Чайки покидали свои насиженные места в поисках пищи, а рыбаки уходили со своими семьями в поисках новой жизни, оставляя жилища, которые потом разбирались на топливо.

Начинался период печального преобразования. Рыбаки меняли свою профессию: вместо сетей и весел брали лопаты и мотыги, и гул моторов мотофлюг сменился на рёв тракторов.

А чтобы не остановились механизмы рыбоконсервного завода и рабочие руки женщин по прежнему могли бы класть кусочки обжаренной рыбы в консервные банки – рыбки вынимали из сетей северных морей. И стали менять привычные названия рыб на этикетках банок. В дельте Амударьи вода стала давно непригодна для питья, а море, перенасыщенное солью, стало безжизненным.

Погибнет ли Арал? Какая судьба ждет его?

Всё зависит от нашей с вами гражданской позиции и от конкретной помощи Аралу со стороны правительства.

Лично у меня возникают выводы о трех отрицательных факторах трагедии Арала.

  • 1-й фактор.

Меняется географический облик этого региона. Море уходит оставляя на своём месте пустыню. Исчезает растительный и животный мир. От малого притока вод Амударьи и Сырдарьи погибли ценнейшие аральские рыбы.

Люди уходят из своих родных мест, оставляя свои жилища. Лишь остаются там навсегда в песках, как памятники – Рыбацкие суда.

  • 2-1 фактор.

Экономический. Падение и отход уровня Аральского моря наносят огромный экономический урон. «Кладбище кораблей» — это безжизненное скопление кораблей, оставшихся в песках. Нет промыслового улова, нет и прибылей. Нет больше усачей и аральского шипа, нет скофкрингусов и лещей, нет жерехов и сомов, исчезли сазаны и щуки и много-много других рыб.

А ведь когда-то Аральские рыбы экспортировали за рубеж. Некоторые европейские страны закупали муйнакские рыбные изделия, а теперь…

Немало затрат и хлопот связано с доставкой мороженной рыбы из Прибалтики. А болезни, которые возникают из-за загрязнения воды, из-за чего увеличивается число медицинского персонала и количество коек в больницах. Растут затраты на фильтрацию воды и еще на многие непредвиденные расходы.

Бюджетная папка раздувается, как праздничный шар. Но чтобы сохранить оазисы, которые засоряются от осадков соли после бурь, нужны дополнительные работы по мелиорации, но для этого даже вод двух рек уже недостаточно.

  • 3-й фактор – социальный.

Опустевший дворик без калитки, перекошенный на бок камышовый забор. Там стоит без окон и дверей дом, уже никому не нужный.

У порога стоит одинокая, бродячая собака, не решаясь войти в пустоту, с грустью смотрит она в пустые окна своего бывшего дома. Вокруг холодная тишина. А где же они?

В потоке городской жизни, как затерянные кораблики в песках, они растворились, уводя от близких и друзей, оставляя здесь своё детство и самые дорогие сердцу чувства. Оставляли они не на время, а уходили навсегда…

Ещё в 1967 году, в одну из моих творческих поездок в Муйнак, я написал картину «Чайки над морем».

Вы спрашиваете о моих планах на будущее? Конечно же, они у меня есть. Уже давно я мечтаю написать картину «Чайки над старой гостиницей». Но иногда спрашиваю себя, а прилетят ли мои чайки? Я верю, чайки прилетят!

Говорит об этом озабоченность народа, как стрелка барометра показывающая на ясность. Уже созданы правительственные и международные комитеты и комиссии, подключились к этой проблеме учёные и писатели. Как набат звучат газеты, телевидение и радио. Они звучат, как те корабельные рынды, о невзгодах Арала.

Веря в заботу правительства, и с большой надеждой в будущее потомственные рыбаки ушедшие из Урги и других мест, желают возвратиться.

Раньше Муйнак пересекала единственная улица, а теперь местное население с энтузиазмом построило новые жилые дома и улицы. Появилась новая улица имени Ломоносова. На этой улице построены административные здания, дворец культуры, жилые дома, культурно-бытовые объекты, построен детские сады.

Приведу один парадоксальный факт. Несмотря на невзгоды, выборы в местные советы показали, что по сравнению с 1958 годом, как это ни странно, число избирателей увеличилось на 800 человек. Человеческий фактор – хороший барометр.

Поэтому я верю – чайки прилетят.

 

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.