Ковры и ковровые изделия каракалпаков

Данные прикладного искусства каракалпаков как исторический источник привлекли  внимание  ученых,  таких  как С.П.Толстов, Т. А. Жданко и др.

Прикладное  искусство  каракалпакского народа до второй половины ХХ-века остается мало изученным,  и поэтому не фигурирует ни в одном из обобщающих исследований  по истории культуры и искусства Средней Азий.

Относящее к этому периоду прикладное искусство предков и самих каракалпаков имеется в фрагментах, встречается в основных трудах С. П. Толстова и других участников Хорезмской археологической экспедиции.   Впервые  написала  статью посвещенную орнаментальному искусству каракалпаков Т. А.Жданко. Она отмечает: «Не только дореволюционные авторы, но и советские искусствоведы  не предпринимали попыток изучить особенности художественного творчества каракалпакского народа, небольшого по численности, но обладающего своеобразной национальной культурой и высокой художественной одарённостью.»

Ещё до революции под влиянием прогрессивных русских учёных (В. В. Стасов  и другие), стали публиковаться труды, посвящённые художественным  изделиям  таджиков, узбеков, туркмен, киргизов, но искусство каракалпаков оставалось неизвестным. Более того, сложилось мнение будто этот народ вовсе не обладает художественным даром .Изделия  каракалпаков  считались  «неизящными»  и  «весьма грубыми».

Отдалённость основной  территории  обитания  каракалпаков (Хорезмский оазис), плохая транспортная связь, слабое экономическое развитие и преобладание домашних промыслов над городскими ремёслами — были причинами того, что изделия каракалпаков почти не появлялись на рынках Среднеи Азии и не были известны торговцам и коллекционерам. Предметами их прикладного искусства часто считалась продукция только тех мелких групп каракалпаков, которые жили среди населения других национальностой главным образом, узбеков Самаркандской,  Ферганской областей и Туркестана, и в значительной  степени утратили своеобразие своей культуры.

Назрела необходимость проводить планомерные полевые исследования для сбора научно паспортизированного материала по народному прикладному искусству каракалпаков. Попытка такого рода собирательской работы была сделаны за годы советской власти двумя экспедициями: этнографической  экспедицей Общества по изучению Казахстана (1928-1929гг) и Хорезмской археолого-этнографической экспедицией, в составе которой в 1945-1950 годах и в 1954 годы был сформирован каракалпакский этнографический отряд. Ни одна из этих экспедиции не ставила своей спецальной задачей сбор материалов  по приклодному искусству: обе вели комплексные этнографические исследования и лишь попутно  занимались фиксацией художественных изделий. И всё же, если учесть, что обе экспедиции провели этнографическое обследование, охватившее вес Каракалпакстан и собрали богатые коллекции рисунков и фотографии наиболее характерных предметов декоративного  искусства, надо признать, что  эти  материалы   имеют  большую  научную  ценность.

Орнамент проник в быт каракалпаков не менее глубоко, чем в быт других народов Средней Азии. Он украшает жилище, всю их домашнюю, а частично их хозяйственную утварь. Обильны и разнообразны узоры ковровых  изделий паласных тканей и кошм, составляющих убранство юрты и зимнего дома. Большим богатством форм отличается орнамент вышивки на различных  видах  одежды  женских головных    уборах  и  других.1

Из широко распространенных предметов мы хотим остановиться на одном предмете: ковры  и  ковровые  изделия.

Во второй половине ХХ века исследуются и публикуются монографии по отдельным отрослям прикладного искусства.2

Предметы прикладного искусства народов Хорезма в определённом аспекте освещены  в  трудах  археологов С. П. Толстова, А.В. Гудковой  В.Н. Ягодина, М. Мамбетуллаева.3 и изучены этнографами  Республики  Каракалпакстан.4

Среди изученных образцов прикладного искусства каракалпаков, ковры и ковровые изделия остаются до сих пор никем не изучеными.  Первую попытку в своей статье о научной обработке коллекции ковровых изделии каракалпаков делает Л.Береснева  в Государственном музее Востока5 в Москве. Коллекция каракалпакских ковровых изделии в государственном музее Востока состоит из 54 экспонатов. Они были собраны в 50 ые годы И.В Савицким и переданы в дар музею Востока.   Особое  внимание автор  обращает на  самый распространенный вид ковровых изделии в Каракалпакии:  каршына  и есик-кас. Описывая технику выполнения каршына и есик-каса, автор соглашается с мнением  Т. А. Жданко,  опровергающей мнение некоторых специалистов о каракалпакских коврах  и  ковровых изделиях, как  о  вещах  грубых  и  плохо проработанных.

Ковры и ковровые изделия являются продукциями текстильного производства, которые по данным археологии и этнографии бытовали до середины 20 годов XX века.

Как известно текстильное производство — собирательное название полученых  изделии из волокон, таких  как нить (пряжа), полотна (ткани) и изготовленные из них товары (одежда, предметы для оформления интерьера и для технических целей). Многие из них готовятся способом плетения. Л Береснева, сужая бытовую функцую каршына, пишет, что каршын сумка  для  одежды  семьи, кладётся  на  верх  сандыка (сундук) в укладку из одеял и кошм (жук)  в самый  низ,  так  что  видна  только  ворсовая  сторона  сумки.6 В бытавой функции каршына отражаюся социальные и определённые верования и обрядности караклпаков.

Прежде всего каршын является одним из основных предметов изготавливаемых девушками каракалачками7.Она должна до замужества успеть соткать ковровые убранства юрты, в том  числе  каршин.

Орнамент «тай-туяк» — копыта жеребёнка: здесь прослеживается культ коня который в свадебном обряде выходит в составе калын8. А в родильном обряде, чтобы облегчить схватки  женщин, для этого приводили к порогу дома коня. В обрядности  укладки ребенка в  колыбель   старшая  по возрасту  женщина  изображала  образ всадника.  В погребальной обрядности носилки, на которой относят тело покойника , называются «агаш-ат»-эти и другие моменты широко распространились в  быту, и  явилилсь причинами орнамента каршынов, имеющеи несколько варинтов. Вместе с тем, большинство  каршынов имеет в своей  основе орнамент «тай-туяк»(копыта жеребёнка).

Этот восьмиугольник правильных пропорции с четырех частным делением центрального поля и диагональной расцветки. По вертикальной  и горизонтальной осям расположены  схематизированные изображения животных, роговидные завитки и другие элементы.

Цветовую гамму составляют семь цветов: два оттенка красного, синего, коричневого, белого, а также шёлк оливкового и бежевого окрасок. Прекрасные естественные красители придают изделию особую бархатистость, которая подчеркивает матово поблёскиваюшие шёлковые вкрапления.

У каракалпаков ткачество ковров и ковровых изделий являлось важнейшим занятием женщин. В ковровых изделиях, в частности каршын прослеживается реликты социального строя и духовной культуры, относящихся к древней истории народа.

Ещё в ХХ веке хозяйки каршынов  не хотели  их продавать, мотивируя тем ,что без каршына в  момент  проводов  покойницы в  последний  путь, она  не  удосужится  коллективной молитвы «жаназа намаз». Эти моменты позволяют нам объяснить  изображения в каршыне копыта жеребенка.  Прослеживается, видимо древний  обряд предков каракалпаков захоронения покойника с конём. 9  Этот обряд был характерен для тюркских кочевников раннего средневековья, аналогичный обряд был у древних сармато — аланских племен, которые жили на севере от Аральского моря, на Кавказе. Одним из их преемников их являются осетины.10  В ткачестве каршына использовалась шерсть мелкого и крупного рогатого скота: овечья и козья. А так же использовались хлопковые и шелковые шерстяные нити. Вместе с   тем, в каршын преобладал красный цвет. Для изготовления нитей использовались гребни, веретено. На веретено надевалось колесико (прялице, напрясло), блогодаря чему, оно могло по принципу волчка вращаться устойчиво и долго.  Способы изготовления и выбор различных нитей сочетающихся  между собой и техника изготовления ковров свидетельствуют о высоком уровне  текстельного  искусства  каракалпаков. По данным археологии такие ковровые изделия и орудия труда были у предков  самих каракалпаков с древнейших времен. Из Кой-кырылган (IV в.до.н.э, IV в) калы найдены керамические, каменные, алебастровые, роговое пряслицы. 11 В Барак – там в (1V-V веках), расположенном на территории Тахта-купирского района, найдены суфы (сыпа) парадного зала, украшеные коврами; их следы отпечатались на поверхности суфы. В примыкающем к залу помещении найдены фрагменты шерстяного ворсового ковра; его нити были окрашены  растительными  красками в синий, красный, розовый и золотистый цвета. Центральное поле  ковра было заполнено какой-то сюжетной композицией, от которой сохранилась лишь незначительная часть.12

В окресностях Барак-там  все еще встречается пряслица (уршык бас), а в Ток-кала найден костяной гребень 1X-X1 веков.13   В качестве орудий   труда  ткачихи  использовали   веретено,  гребень  который  до  сих  пор  встречается  в быту  каракалпаков, казахов  и  друхих  национальности.

Из  вышеизложенного  можно  сделать  несколько  выводов:  во-первых,  материалы  и  способы  техники ткачества  ковров  и  ковровых  изделий  свидетельствуют  о  высоком  развитии  текстильного  искусства:  во-вторых   ковры и ковровые  изделия  являются   одним  из  главных  компонентов   традиционно  бытовой  культуры   каракалпаков. Третий  вывод  состоит  в  том, что  в  традиционно — бытовой  культуре, творителями и носителями являются предки  самих  каракалпаков. Таким  образом, в  этногенезе, этнической  истории  и  культуре  каракалпаков  местного  происхождения    прослеживается  специфика и  связь  с  соседними  народами. Одним из главных задач стоящих  перед    учеными,  являются  изучение  фундаментального  искусства  ковров  и  ковровых  изделий  каракалпаков  и  соседних  народов  в качестве исторического источника.

1. Т.А. Жданко. «Изучения  народного  орнаментального  искусства  каракалпаков» — советская  этнография. № 4.  1955 год.  стр  40-41.

2. И.В. Савицкий. «Резба  по  дереву» Ташкент. 1965 год.  191  стр.

А. Алламуратов.  «Каракалпакская  народная     вышивка» Нукус-1977 год.  стр.77.

3. Ж.Алиева. «Женские  ювелирные  украшения каракалпаков X1X-начало, XX  веков» Авторефарат .Диссертации на  соискание  ученой  степени искусствоведения . Ташкент-2004.год. Она  же  «Ритуальные  ювелирные  украшения  каракалпаков  X1X- начала  XX  веков.»  (в комплексе  народного  женского  костюма) —  см журнале  «SANAT» 2/2003. год.  стр  12-15.

И.В.Богословская. «Киймешек» там же   стр.  16-18.

4.Х.Есбергенов. «Одежда и украшения», «Жилища и убранства юрта»  в книге «Этнография каракалпаков». Ташкент-1980 год. стр. 16-111.

А.Утемисов. «Ремесло, промысло » там же в книге «Этнография каракалпаков» стр.144-176.

Н.П.Лобачева. «Отражения этногенетической истории в материальной и духовной культуре народов Среднеазиатско — казахстанского региона  (по материалом середины XX века) в книге «Среднеазиатский этнографический сборник» Москва-2006  стр.  47-94.

5. Л. Береснева. «Ковры и ковровые изделия каракалпаков»  Москва.  1994.  стр. 5-9 .

 6.  Л. Береснева   указ.  соч. стр.  5.

 7. Х.Есбергенов  указ. соч.  рис.11

8. Х.Есбергенов.  Т. Атамуратов.

«Традиции  и  их  преобразование в  городском  быту  каракалпаков» стр.62-150  и 183

9.   С. Есбергенова. «Почитание  животных в культовой  практике  каракалпаков » (конец X1X середина XX  веков) Авторефарат  диссертации  кандидата     исторических  наук .  Нукус- 2001.  стр . 10

10. В.А. Калоев. «Обряд посвящения ноня у осетин» Труды V11 международного конресся антропологических   и этнографических нук.том 8. Москва 1970 год. 33-37 стр.

11. Кой-кырылган кала памятник  культуры  древнего  Хорезма.  IV в.до.н.э – IV в. Труды Хорезмской  археолого-этнографической  экспедиции. Том V  Москва. «Наука» 1967  год.  Стр  168-169. рис. 68,69,70

12. С.П. Толстов.  «По  древним  дельтам  Окса  и  Яксарта»  Москва.  1962. года  стр. 240-241.

 13. А.В. Гудкова.  «Ток-кала»  Тошкент  1964  год.  стр.138,  рис . 38

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.