Гяуркала Ходжейлийская

Историко-архитектурный памятник Гяуркала расположен на западном холме вдоль современной автодороги Ходжейли — Куня-Ургенч и представляет собой остатки высоких глинобитных стен, воздвигнутых из многослойной пахсы.

В настоящее время Гяуркала входит в состав огромного комплекса древних и средневековых памятников, занимающих площадь до двухсот га и объединенных под общим названием Миздахкан. Не следует смешивать Гяуркалу с собственно Миздахканом, городом, хорошо известным из исторических и географических сочинений средневековых арабских и персидских ученых. Однако чересчур тесная территориальная близость этих объектов позволяет предполагать, что в  былые времена они составляли одно целое. Самые ранние поселения первобытных людей на месте нынешней Гяуркалы появились еще в  IV-III тысячелетиях до нашей эры, что подтверждается находками каменных орудий эпохи неолита. Ученые установили, что первые античные поселения в этом месте стали строиться в IV-III веках до н.э. в кангюйский период. А в кушанский период (I-IV вв. н.э.) площадь Гяуркалы достигала уже 8 гектаров. Поэтому свита культурных наслоений Гяуркалы имеет 10-14 метров и охватывает временной отрезок от IV века н.э. до начала XIII века.

Археологические раскопки выявили, что в IV веке н.э. город был уничтожен вследствие мощного пожара, возникшего, предположительно, в ходе ожесточенных боев и осадных действий. Если учесть, что в IV веке н.э. как раз происходили крупные военные столкновения Сасанидского Ирана с племенами хионитов (белых гуннов) в низовьях Амударьи, то разгром Гяуркалы можно рассматривать через призму этих событий. Позднее город возродился  и был отстроен заново. Вторичное его разрушение относится к арабскому завоеванию Средней Азии в VIII веке н.э. Тем не менее, спустя короткое время, город опять восстановил свою  былую мощь. По крайней мере, уже в течение IX-XI веков он приобретает вид крупного укрепленного города, играющего важную роль в международной торговле того времени. Но в первой четверти XIII века его постигла новая военная катастрофа, связанная на этот раз с монгольским нашествием. С этих пор Гяуркала больше уже не восстанавливалась на прежнем месте, как ранее. Вместо этого в золотоордынском периоде (2-я половина XII-60-е годы XIV веков) был выстроен совсем новый город, отстоящий от прежнего на значительном удалении и получивший другое название.

Как бы там ни было, сохранившиеся до наших дней величественные руины Гяуркалы по-прежнему венчают плоскую вершину самого западного из трех холмов комплекса Миздахкан. Городище занимает всю поверхность холма, а его крепостные стены опоясывают холм по самому краю по всему периметру, нависая над крутыми склонами. Ныне высота стен крепости местами достигает 10 и более метров, стены перемежаются четко выступающими из их толщи оборонительными башнями, коих сейчас насчитывается десять. Вся площадь городища расчленена остатками древних построек. Все эти видимые ныне  следы застройки подтверждают данные путешественниками описания города в раннем средневековье. В них говорится, что двухъярусные мощные стены Гяуркалы были высотой 18-20 метров, а на окруженном стенами обширном пространстве размещалось множество двухэтажных дворцов, административных и общественных зданий и жилых домов. Отмечается, что фасадная поверхность стен была украшена вертикальными полуколоннами — гофрами, а многие дома украшались прочерченным либо резным орнаментом по глиняной штукатурке.

Существует даже предположение, что Гяуркала являлась ядром более обширного городского центра, выполняя роль цитадели, где пребывала резиденция правителя со всеми ее атрибутами: казной, арсеналом и воинским гарнизоном. А прилегающее к холму пространство являлось шахристаном или городскими кварталами со всеми наиболее значимыми объектами городской инфраструктуры: дворцами знати, мечетями, медресе, комплексами крытых базаров и торговых рядов, банями и т.д. К шахристану примыкал рабад или неукрепленное предместье с сельской округой. Таково было типичное устройство средневековых городов Средней Азии после арабского завоевания. В любом случае, привычное отождествление в сознании людей Гяуркалы с Миздахканом в целом говорит в пользу этой версии. Исторические же свидетельства письменных источников о том, что существовавший там город был вторым или третьим по величине городом Хорезмской державы тоже эту версию подтверждают. Недаром авторитетный арабский ученый Абу  Абдаллах Макдиси в 985 году писал, что «Миздахкан — это крупный город, вокруг которого имеется 12 тысяч замков, и что по своим размерам он является самым большим городом Хорезма после его столицы Гурганджа».

Независимо от того, чем являлась Гяуркала для Миздахкана, ныне этот чрезвычайно интересный памятник древности и средневековья привлекает множество туристов, как отечественных, так и зарубежных. Помимо возвышающейся на холме крепости с ее неприступными башнями и куртинами, прорезанными бойницами, о былом значении города как центра культуры, торговли и ремесленного производства до сих пор рассказывают рассыпанные повсюду фрагменты керамических изделий. В одной из местных легенд говорится, что Гяуркала была соединена с двумя другими холмами длинным подземным ходом. О нем знали немногие, и он использовался для скрытого подвоза припасов и подкрепления во время осад, а также для совершения внезапных вылазок против врага. Этим же ходом, по легенде, пользовалась и злополучная дочь правителя города, дабы погубить святого проповедника Шамун-наби. Само название крепости Гяуркала связано с тем, что в период арабского вторжения в Хорезм крепость долго оставалась оплотом зороастризма и получила это название от слова «гебр» (так арабы называли последователей зороастрийской религии). Что касается попыток некоторых краеведов  истолковывать название «Миздахкан» как производное от слова «маздакизм», то есть еретическая секта, отколовшаяся от официальной зороастрийской веры в Иране (последняя треть  V и первая  треть VI веков) и возглавляемая жрецом-расстригой Маздаком, то они явно ошибочны. Вряд ли второй по значению город Хорезмского государства стали бы называть в честь мятежного Маздака, которого вскоре казнили. Скорее уж название Миздахкан может быть связано с маздаизмом, то есть среднеазиатской формой зороастризма (от имени верховного бога этой религии Ахура-Мазды). То же самое можно сказать и  в отношении названия «Антакия», которую некоторые считают названной в честь Антиоха из династии Селевкидов.

Хорезм никогда не входил в число владений Селевкидов, а часть Средней Азии, которая недолго была под их властью (например, Бактрия), отделилась от Селевкидского государства еще в III веке до н.э., став самостоятельным Греко-Бактрийским царством. Кстати, Хорезм было независим и не подчинялся и этому царству. Поэтому считать, что в Хорезме городам, да еще и самым крупным, давали имена чужеземных царей, было бы неправильным.

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.