Архитектурный памятник истории Джума-Мечеть (XII-XIV вв.)

Джума-мечеть, расположенная в крайней юго-западной части среднего холма историко-архитектурного комплекса Миздахкан в Ходжейлийском районе представляет собой важный памятник средневекового зодчества. Джума-мечеть входит в архитектурный ансамбль, состоящий из двух мечетей, ханаки (приюта для дервишей), трапезной и подземного мавзолея. До наших дней здание мечети дошло в сильно фрагментированном и разрушенном состоянии. По сохранившимся остаткам строения можно реконструировать его былой вид. Мечеть была построена комбинированным способом, то есть вперемешку из жженных и сырцовых кирпичей, а ее кровля поддерживалась рядами опорных колонн. В плане имела прямоугольную форму с центральным входом и двумя боковыми дверями с каждого торца. Имелся также выход из мечети с тыльной стороны, по правую сторону от колоннады в центральном нефе здания. Колоннада состояла из двух параллельных рядов деревянных колонн, опирающихся на каменные основания (базисы) ступенчато-пирамидальной формы.

Напротив центрального входа находилась глубокая и просторная ниша, похожая на комнату. На месте расположения мечети были найдены остатки михраба, украшенного резным геометрическим орнаментом, цветной росписью и каллиграфическими надписями в стиле «насх», а также ритуальный сосуд для пожертвований верующих.

Если учесть, что в VII веке сложился классический тип мусульманской мечети, ставший образцом для всех культовых построек такого рода, то можно предположить, что миздахканская Джума-мечеть соответствовала всем условиям строительства мусульманских храмов. То есть она включала огороженный глухими стенами двор, обнесенный изнутри арочными галереями, крытое помещение для богослужений,  минбар (кафедру для проповедей) и, наконец, михраб (особую нишу в стене мечети, обращенную к Мекке). Михраб считался самым сакральным местом в мечети,  его обычно украшали особенно нарядно и ярко, а также сооружали центральный неф от входа — проход к михрабу, над которым возносился купол. В Джума-мечети границы нефа обозначались рядами колонн по центру. Минбар же, или возвышение для чтения проповедей, воздвигался справа от михраба.

Примечательно, что в оформлении культовых зданий ислама широкое распространение получили геометрический (гирих) и растительный (ислими) орнаменты, а также каллиграфические надписи, символически воплощающие религиозные воззрения мусульман. Эти орнаменты состояли из геометрических фигур, знаков и мотивов, имеющих религиозное значение. Так, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы арабского алфавита. Включенные в квадрат они становились символами священного здания мусульман в Мекке — Каабы. Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент исламской орнаментики. Треугольник обозначал «око Бога», пятиугольник или пятилучевая звезда символизировали пять заповедей ислама: веру в единого Бога, пятикратную молитву — намаз, милостыню — садака, пост — уразу и паломничество в Мекку — хадж. Кстати, на найденном в Джума-мечети ритуальном сосуде трапециевидной формы как раз присутствуют подобные декоративные элементы в виде восьми- и шестиконечных звезд. Известно, что шестиконечная звезда, образованная пересечением двух треугольников, называется звездой Давида или Дауда. Она была эмблемой весьма почитаемого в исламе древнеиудейского царя Соломона или Сулеймана ибн Дауда, упоминаемого также в Библии.

Ему приписывали магическую власть не только над людьми, всеми зверями и птицами, но особенно над миром добрых и злых духов арабской мифологии — джиннами и ифритами, служившими этому царю и беспрекословно выполняющими его повеления. Неискушенному в религиозной мифологии читателю достаточно вспомнить героя детской книги старика Хоттабыча. Тот, будучи джинном, правда, добрым, за какой-то проступок был заточен в обычный кувшин, ставший его тюрьмой на многие сотни веков. Причем, приказ о заточении отдал именно Сулейман ибн Дауд. Однако Хоттабычу повезло, поскольку его случайно освободил московский школьник Волька Костыльков, но брату джинна Гассана Абдурахмана ибн Хаттаба повезло гораздо меньше за его злой нрав.

Сам факт наличия в г.Миздахкане Джума-мечети говорит о многом. Прежде всего, это свидетельствует о высоком социальном статусе города и о его важной роли как административно-политического центра данного региона.

Пятничные мечети у мусульман были аналогами кафедральных соборов у христианских народов, то есть  главными храмами крупных населенных пунктов. Поэтому такие мечети еще называют соборными, что подчеркивает их главенствующее положение по сравнению с обычными квартальными мечетями. Если же вспомнить, что Миздахкан считался,  согласно описаниям историков и географов того времени, то вторым, то третьим городом в Хорезмской державе после ее столицы Гурганджа, тогда становится понятным существование мечети такого масштаба и значения.

О роли соборных мечетей в жизни государства говорят такие факты, как то, что в первые столетия ислама их строили рядом с дворцом правителя. Более того, в таких мечетях хранили государственную казну и важнейшие государственные документы. Здесь же объявлялись указы и велись судебные разбирательства. До X-XI веков в них преподавались различные религиозные дисциплины, а иногда они даже служили местом ночлега для странствующих паломников. Главный фасад соборной мечети со стороны улицы оформлялся особенно пышно арочным порталом больших размеров.

Словом, с самого начала эти мечети являлись не только молитвенным, но и общественным зданием. Будучи объектом поклонения культу, они одновременно служили местом, где люди встречались и обсуждали свои дела. Сюда могли прийти прибывшие в город с караваном путники из других мест, чтобы найти нужный им адрес и узнать последние местные новости. По вечерам мечети с тенистыми садами и прохладными водоемами — хаузами были местом отдыха горожан. Здесь каждый мог вдохнуть глоток свежего воздуха после узких и пыльных городских улиц, лишенных растительности.

В наши дни о славном историческом прошлом Джума-мечети напоминают сохранившиеся руины. В них с помощью воображения можно угадать остатки былого величия и представить, какой вид был у мечети во времена ее возведения. Возраст Джума-мечети исчисляется не менее чем полдюжиной столетий, поскольку считается, что построена она в период правления золотоордынского наместника Хорезма Кутлуг-Темура, то есть в 30-40 годы XIV века.

Особо следует сказать о трапезной мечети. В ней находилось множество очагов для приготовления пищи и печка, похожая на тандыр. По-видимому, трапезная сочетала в себе функции кухни, хлебопекарни и место принятия пищи. Ее размеры дают основания предположить, что трапезная была рассчитана не только на постоянный состав Джума-мечети, но и обслуживание большего числа людей, посещающих мечеть. Таким образом, здесь удовлетворялись не только духовные запросы верующих, но и их сугубо мирские потребности в еде и питье. Эта практика усиливала притягательность мечети для всех категорий населения и способствовала ее еще большей популярности среди верующих.

В других разделах

Инвестиционные проекты

Инвестиционные проекты

Проекты, которые, на наш взгляд, могут быть интересны и способны привлечь инвестиции. Если вы являетесь инвестором и хотели бы обсудить один из проектов, или у вас есть проект, который вы бы хотели отправить на рассмотрение, пожалуйста, свяжитесь с нами, заполнив форму ниже, либо позвонив по телефону в разделе «Контакты». Мы будем рады обсудить возможное сотрудничество и ответить на все ваши вопросы.

Специалисты

Специалисты

В данном разделе представлены различные специалисты, ученые, заслуженные работники разных областей Республики Каракалпакстан. Здесь вы можете найти различную информацию о них, а также, заполнив форму ниже, связаться с администрацией сайта о возможном сотрудничестве.

Туристические маршруты

Туристические маршруты

Мы с удовольствием организуем вашу поездку в Каракалпакию, расскажем и покажем вам самые удивительные места и возьмем на себя все хлопоты, связанные с организацией. В случае, если вы не определились, какой из туров вам подходит больше, мы поможем вам с подбором тура и мест, которые можно посетить. Если вы сами являетесь организатором и у вас есть, что предложить нам, вы можете отправить заявку на рассмотрение и вскоре ваши статьи и маршруты будут опубликованы на сайте.